База знаний, Статьи 13147

Ракель в трафаретной печати

Уникальной особенностью трафаретной печати является использование печатного ракельного ножа. Ракель - это инструмент, который продавливает краски через сетку, и по своей значимости сравним с порохом, без которого огнестрельное оружие теряет свой смысл. Рабочая часть ракеля изготавливается из эластичных полимеров, устойчивых к растворителям.

Ракельное полотно - это один из ключевых компонентов трафаретной печати, влияющий на качество печатного изображения. Когда-то ракель для трафаретной печати изготавливали из каучука, сегодня для изготовления ракельного полотна используются устойчивые к химическим и механическим воздействиям синтетические материалы - неопрен и полиуретан. Качество работы ракельного полотна зависит от многих факторов, например, его устойчивости к трению или к воздействию агрессивных печатных красок (сольвентных и УФ) и растворителей. Ракель, изготовленный из современных высокопрочных и износоустойчивых материалов, равномерно распределяет краску и не подвержен разбуханию и размягчению. Прочное синтетическое ракельное полотно используется как на автоматических, так и на полуавтоматических станках для трафаретной печати. Такое полотно способно выдержать длительное и агрессивное воздействие красящих веществ.

Для изготовления ракеля берут ленту ракельного полотна толщиной не менее 8-10 мм, устанавливают в держателе так, чтобы она не выступала более чем на 35 мм. Длина ракеля выбирается немного шире размера рисунка, приблизительно на 3 см с каждой стороны, но значительно уже ширины рамы, чтобы не создавать излишнее напряжение и натяжение на краях трафарета. Как было сказано выше, нужно обратить внимание на чувствительность ракеля к различным растворителям, особенно к тем, которые входят в состав печатной краски. При впитывании растворителя ракель неравномерно набухает и делается волнистым и непригодным для печати. Ракель работает по принципу шпателя, соскабливая всю краску с поверхности и заодно принудительно заполняя углубления и продавливая краску через сетку трафарета. В принципе, можно печатать и гибким шпателем, результат будет одинаков.

Полоса резины фиксируется в деревянный держатель, который позволяет печатать вручную или закреплять ракель в специальные зажимы печатного станка. Ракели, как и анилоксовые валики во флексографии, выпускают с различными значениями твердости, измеряемой твердомером или дюрометром (durometer) по шкале Шора А, располагаясь в диапазоне 50-95 единиц. Чем мягче нож, тем толще слой краски. Чем тверже нож, тем красочный слой тоньше. Более мягкие ножи используют для печати на тканях, трикотажных изделиях, фасонной (не плоской) поверхности. Ракели с твердым лезвием используют для запечатывания ровной поверхности и для графики с высоким разрешением. Условно, к мягким ракелям можно отнести полотна с твёрдостью 60, к средним - 70, к твёрдым - 80, к полотнам высокой твёрдости - 90 единиц.

Печатные ракели продавливают краску, находясь под определенным углом наклона к поверхности запечатываемого материала, обычно 70-75°. Когда ракель надавливает на краску, она проходит через сетку и попадает на запечатываемый материал в результате непосредственного контакта с ракелем, а также благодаря капиллярному эффекту. Изменяя угол установки ракеля, можно регулировать количество продавливаемой краски и, соответственно, толщину красочного слоя. Чем угол наклона ближе к перпендикуляру, тем меньше перенос краски и отчетливее изображение. Чем меньше наклонен ракель к поверхности материала, тем больше перенос краски и заметнее растискивание.

Представьте, что вы намазываете мягкое масло на хлеб, делая бутерброд. Если вы ведете нож почти вертикально, слой масла будет тонким. Если вы намазываете масло почти параллельно поверхности хлеба, вы получите бутерброд с толстым слоем масла. То же самое происходит в трафаретной печати. Нож, установленный под углом 75°, создает более тонкий красочный слой, чем нож, установленный под углом 50°.

В зависимости от запечатываемого материала может существенно различаться также форма ракельных ножей. Например, ножи с квадратным краем часто применяют для печати по ровной поверхности, а скошенные с двух сторон лезвия часто используют для прямой печати по искривленной поверхности, например, для отделки бутылок. Лезвия с алмазной гранью переносят изображение на разнообразные емкости для хранения - контейнеры. Среди предлагаемых на рынке профилей - прямоугольный; с V-образной заточкой; с полукруглым краем; с односторонней заточкой; с двух- и трёхслойной заточкой; композитный со стекловолоконной вставкой. Прямоугольный - самый распространённый в трафаретной печати, позволяет печатать на плоских и цилиндрических поверхностях. Профиль с закруглённым краем, как правило, используют в текстильной промышленности и там, где необходим большой перенос краски. Типичные сферы применения скошенных лезвий (V-образный и с односторонней заточкой) - печать по скруглённым поверхностям. Двух- и трёхслойные ракели (70/90 или 70/90/70) удобны тем, что при нажатии не изменяется их угол атаки, а перенос краски полностью выполняет кромка твёрдостью 70 ед. по шкале Шора А.

Важный элемент поддержания ракеля в рабочем состоянии - его заточка. Она осуществляется на специальном оборудовании при помощи шлифовального круга с алмазной крошкой и горячего ножа, дающего идеальную высоту отреза (с точностью до 0.1 мм). Одна из потенциальных проблем - плавление ракельных ножей при слишком высокой скорости шлифовального круга.

При работе с агрессивными красками, во избежание впитывания краски в ракельное полотно, каждая его сторона не должна использоваться более 4 часов. И не следует продолжать работу с полотном после того, как оно начнёт крошиться. Деформация и размягчение - последствия слишком долгого нахождения ракеля в краске. Отработанный ракель вытаскивают из держателя и протирают очистителем, удалив все остатки краски. Повторно использовать ракель можно только через 24-48 часов. Ракельные полотна из полиуретана хранятся в сухом прохладном помещении. Поскольку полотна продаются в бухтах (катушках), а иногда и в виде "нарезки", скрученное полотно нужно сразу распрямить, разложив на столе или повесив на стену.